Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь Камітэт па адукацыі Светлагорскага раённага выканаўчага камітэта
Дзяржаўная ўстанова адукацыі "Парыцкая сярэдняя школа"
1. Обучение заинтересованных школьников и педагогов медиации, восстановительной коммуникации и другим типа восстановительных программ.
2. Оказание помощи школе и родителям в разрешении конфликтов и ситуаций правонарушений со стороны несовершеннолетних на основе принципов восстановительной медиации.
3. Просвещение и проведение информационных мероприятий для учителей, учащихся, администрации и родителей с целью донесения ценностей примирительного подхода в разрешении школьных конфликтов.
4. Снижение количества административного реагирования на правонарушения.
1. Организация работы Школьной службы медиации по разрешению всех видов школьных конфликтов. Работа с конфликтами, нарушениями дисциплины и правонарушениями осуществляется с помощью разного рода восстановительных программ: медиации, «кругов сообщества», «миротворческих кругов», «школьных восстановительных конференций», «семейных конференций». Такого рода программы проводятся по всем переданным в Школьную службу медиации случаям, где стороны конфликта известны и признают свое участие в произошедшем событии.
2. Обучение участников школьного сообщества новым способам разрешения конфликтов, способам восстановительной и уважительной коммуникации и нового типа поведения в конфликтных ситуациях.
3. Проведение «школьных восстановительных конференций» и «кругов сообщества» для решения важных для школьного сообщества проблемных вопросов на классных часах, родительских собраниях, при подготовке школьных мероприятий, в классном руководстве, на педагогических советах, в методических объединениях.
4. Выявление потенциально конфликтных ситуаций (приход новичков в класс, формирование нового класса, конфликты в столовой и пр.) и работа по снижению риска возникновения конфликтов (ведение переговоров, внесение предложений администрации и т. п.).
учащиеся школы, учителя, администрация, работники школы, родители.
Когда на свете нет добра,
Когда душа оголена,
Ты к медиатору пойди
Ему всю правду расскажи!
Твои проблемы он поймёт,
Тебя от гнева уведёт,
Он примирит на раз, на два
Такая служба нам нужна.
Использование медиации в школьной среде позволяет выявлять не только отдельные случаи нарушения прав ребенка, вызванные субъективными обстоятельствами, но и реагировать на преступные посягательства в отношении детей, в том числе имеющие международные преступные тенденции. Медиация как новый социальный институт, находя свое применение в школьной среде, приобретает ряд эксклюзивных свойств и преимуществ, позволяющих обеспечить государственную функцию охраны прав ребенка.
Школьная служба медиации — специфическая организационная форма, в которой определено: откуда поступает информация о конфликтах, как окружающие узнают про возможности Школьной службы медиации, кто и где проводятся медиативные встречи, как реагирует администрация школы в случае конфликта и по факту примирения сторон, как осуществляется подготовка школьных медиаторов и иные организационные моменты.
Школьная служба медиации привносит в школьную среду ряд социальных, воспитательных и образовательных нововведений.
1. Школьники принимают более активное участие в школьном самоуправлении, в разрешении проблем, возникающих в школьной среде.
2. Школьники учатся открыто говорить о своих чувствах и делиться своими мыслями и идеями.
3. Школьники учатся управлять собственными конфликтами и предупреждать их.
4. Школьники учатся более реалистично оценивать конфликты и извлекать из них позитивный эффект.
5. Школьники в случае противоправного поведения берут на себя ответственность за урегулирование спора и возмещения вреда.
6. Школьники учатся уважать право каждого на различия мнений.
7. Школьники переносят полученные в медиации навыки ведения диалога в другие ситуации, а также во взрослую жизнь.
1. У них повышается самооценка.
2. Развиваются лидерские качества.
3. Улучшаются коммуникативные навыки и речевые способности.
4. Они учатся управлять своими эмоциями и приобретают навыки ассертивного (уверенного) поведения в обществе.
5. Развивается их конфликтологическая компетентность.
6. В своей собственной жизни они ориентированы на разрешение конфликтов мирным путем.
7. Они заинтересованы в профилактике насилия в школьной среде.
1. Снижается количество школьных конфликтов и улучшается среда пребывания ребенка в школе.
2. Среди участников школьной среды растет способность к сотрудничеству и взаимопониманию.
3. В разрешении конфликтных ситуаций идет ориентация на конструктивные, примирительные способы.
4. Повышается уровень успеваемости и дисциплины в классе.
5. Снижается количество правонарушений со стороны школьников.
6. Улучшается социально-психологический климат школьной среды.
7. Растет сотрудничество между учениками и педагогами, педагогами и родителями.
8. Родители проявляют большую заинтересованность в учебной деятельности ребенка.
9. Что школьники могут сделать для развития Школьной службы медиации:
10. Пройти обучение по программе подготовки медиаторов.
11. Осваивать технологию медиации, переговорные техники и восстановительные программы.
12. Следовать принципам и ценностям восстановительного подхода в каждодневном поведении.
13. Помогать одноклассникам, друзьям, сверстникам, родителям в ведении позитивной коммуникации и урегулировании конфликтов.
14. Рекомендовать друзьям обращаться в школьную службу медиации.
15. Рекомендовать родителям и родственникам прибегать к медиации для урегулирования споров и конфликтов.
16. Следовать этике поведения медиатора в социальных отношениях.
Центр медиации и переговоров https://mediators.pro/
Центр «Медиация и право» https://mediation-law.by/
Е.И. Луговцова, Ю.Н. Егорова «Организация школьной службы медиации» Минск НИО 2017 Скачать