Рус
Бел

Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь Камітэт па адукацыі Светлагорскага раённага выканаўчага камітэта

Дзяржаўная ўстанова адукацыі "Парыцкая сярэдняя школа"

Інавацыйная і эксперыментальная дзейнасць

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

«Внедрение модели социально-эмоционального обучения как условия формирования универсальных компетенций обучающихся»

Сроки реализации: 2021 - 2024 годы

Цель проекта – подготовка учащегося, обладающего социально-эмоциональными навыками, способствующими формированию универсальных компетенций.

Задачи проекта:

  1. Разработать внедрить модель социально-эмоционального обучения  как ресурса формирования универсальных компетенций учащихся.
  2. Разработать и реализовать  систему управления инновационной деятельностью в учреждении образования, обеспечивающей включение педагогов в процесс реализации инновационного проекта на основе современных принципов управления.
  3. Обеспечить научно-методическое сопровождение на всех этапах реализации инновации, содействующее самообразованию педагогов посредством теоретического осмысления концептуальных основ проекта и определения направлений индивидуальных педагогических исследований.
  4. Организовать методическое сопровождение инновационной деятельности для вовлечения педагогов в процесс управления индивидуальным личностно-профессиональным развитием на основе реализации инновационной модели.
  5. Разработать дидактическое обеспечение реализации модели социально-эмоционального обучения  как условия формирования универсальных компетенций учащихся.
  6. Организовать процесс формирования, представления, трансляции (диссеминации) педагогами инновационного профессионального опыта.
  7. Разработать методические материалы (методические рекомендации) по эффективному внедрению в массовую образовательную практику инновационной модели.

Научные консультанты

Краснова Татьяна Ивановна,

профессор кафедры философии и методологии университетского образования государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы», кандидат психологических наук, доцент

Реут Вероника Геннадьевна,

начальник отдела социологии образования и повышения квалификации государственного учреждения образования

«Академия последипломного  образования», кандидат социологических наук,  доцент

Семашко Оксана Владимировна,

старший преподаватель  кафедры

педагогики и менеджмента образования

государственного учреждения образования «Академия последипломного образования»,

тел. 8 (017) 285 78 33,

е-mail: semok@tut.by

 

Модель социально-эмоционального обучения как условия формирования универсальных компетенций учащихся учреждения общего среднего образования включает следующие компоненты: целевой;  содержательно-функциональный; организационно-технологический; мониторинговый и результативный. Каждый компонент имеет свое содержание и способы его реализации.

Содержательно-функциональный компонент модели включает в себя направления деятельности педагогов и классных руководителей с учащимися и законными представителями учащихся.

При социально-эмоциональном обучении выделяется пять взаимосвязанных наборов когнитивных, аффективных и поведенческих компетенций, и они объединяются в пять ключевых областей социальных и эмоциональных навыков.

Самосознание – способность понимать собственные эмоции, мысли и ценности и то, как они влияют на поведение в разных контекстах. Это включает в себя способность распознавать свои сильные стороны и ограничения с хорошо обоснованным чувством уверенности и цели.

Самоуправление –  способность эффективно управлять своими эмоциями, мыслями и поведением в различных ситуациях и достигать целей и стремлений. Это включает в себя способность откладывать удовлетворение, управлять стрессом и чувствовать мотивацию и свободу воли для достижения личных и коллективных целей.

Социальная осведомленность –  способность воспринимать точку зрения и сочувствовать другим людям из разных слоев общества и культур, понимать социальные и этические нормы поведения, а также признавать ресурсы и поддержку семьи, школы и сообщества. Это включает в себя способность испытывать сострадание к другим, понимать более широкие исторические и социальные нормы поведения в различных условиях.

Навыки взаимоотношений – способность устанавливать и поддерживать здоровые отношения и эффективно ориентироваться в условиях общения с разными людьми и группами. Это включает в себя способность ясно общаться, активно слушать, сотрудничать, совместно работать над решением проблем и конструктивно разрешать конфликты, ориентироваться в условиях с различными социальными и культурными требованиями и возможностями, обеспечивать руководство и обращаться за помощью или предлагать помощь, когда это необходимо.

Ответственное принятие решений  способность делать конструктивный и уважительный выбор в отношении личного поведения и социальных взаимодействий на основе рассмотрения этических стандартов, соображений безопасности, социальных норм, реалистичной оценки последствий различных действий и благополучия себя и других.

При социально-эмоциональном обучении  учащихся  учитывается средовой подход. Обучение  наиболее эффективно осуществляется в благоприятной, безопасной среде, характеризующейся позитивными, заботливыми отношениями между всеми участниками образовательного процесса.

В  социально-эмоциональном обучении учащихся  важную роль играют классные коллективы, в которых огромное значение имеют  микроклимат и личностные установки. Учащиеся, обладающие социальными и эмоциональными навыками, привязанными к разумным ценностям, смогут продемонстрировать хороший, сформированный характер и четко выраженную гражданскую позицию.

Социально-эмоциональное обучение в масштабах школы предполагает постоянное планирование, реализацию, оценку и постоянное совершенствование всеми членами школьного сообщества. Усилия  социально-эмоционального обучения вносят свой вклад и одновременно зависят от атмосферы в учреждении образования, в котором все учащиеся и взрослые чувствуют себя уважаемыми, поддерживаемыми и заинтересованными. Создание здорового школьного климата и культуры требует активного участия всех взрослых и учащихся. Это будет способствовать положительным социальным, эмоциональным и результатам учебного труда.

Социальное и эмоциональное развитие учащихся укрепляется, несомненно, благодаря тесным партнёрским отношениям школы и семьи. Законные представители учащихся являются первыми учителями и делятся  своими  знаниями. Их идеи и взгляды имеют важное значение для  социально-эмоционального обучения. Учреждение образования призвано содействовать формированию и развитию социальных и эмоциональных навыков: вовлечение семьи в совместную деятельность различного рода.

На формирование социальных и эмоциональных навыков большое влияние оказывают объединения. Объединения представляют собой важный фактор воздействия на личность, влияя одновременно с двух сторон: с одной стороны, создают условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей, способствуя их взаимному обогащению, обучению,  формированию новых устремлений; с другой стороны, происходит отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, корректировки с общественными нормами, ценностями, социальными программами. Объединения обогащают молодых людей опытом и умениями строить межличностные отношения, творить, реализовывать свой потенциал в социально приемлемых формах.

Нельзя недооценить роль внешней среды на формирование и развитие социальных и эмоциональных навыков учащихся. Учреждения дополнительного образования, межведомственные структуры, конструктивное информационное пространство, Белорусская Православная Церковь, учреждения культуры, позитивная среда общения, несомненно, влияют на самосознание, самоуправление личности,  формируют социальную осведомленность, навыки взаимоотношений подростков.

В  процессе  реализации  разработанной  модели  будут  определены психолого-педагогические условия, способствующие социально-эмоциональному обучению как условию формирования универсальных компетенций учащихся  через детско-взрослое взаимодействие как в урочной, так и внеурочной деятельности.

Организационно-технологический компонент предполагает использование активных форм, методов, приёмов с целью социально-эмоционального обучения  учащихся.

Результативный компонент модели направлен на определение ее эффективности, которая выражается в качественных изменениях на уровне учащихся, педагогов, учреждения образования.

Методологической основой модели формирования социальных и эмоциональных навыков  учащихся являются следующие принципы:

1) принцип успеха и успешности предполагает создание условий, на­правленных на позитивные самосознание, самоуправление, социальную осведомленность учащегося, ответственное принятие решений, навыки взаимоотношений;

2) принцип педагогической поддержки предполагает создание  условий для сопровождения учащихся и их законных представителей;

3) принцип проблемности предполагает формирование и развитие у учащихся умений самостоятельно ставить перед собой задачи, планировать деятельность, выбирать соответствующие действия для её реализации, осуществлять контроль по ходу выполняемой работы и умение оценивать полученные результаты;

4) принцип событийности общности заключается в организации совместных  ме­роприятий;

5) принцип самоанализа заключается в определении учащимися своих способностей, воз­можностей, желаний, в рефлексии  имеющихся у них признаков социальных и эмоциональных навыков;

6) принцип самопринятия предполагает проявление обучающимися самоуважения, принятие себя как уникальную личность, определение своих эмоцио­нальных реакций;

7) принцип открытости образования пред­полагает, что любой компонент, помимо школы, образо­вательной, социальной и культурной среды может нести на себе воспитывающие и развивающие функции (му­зыкальные, художественные, спортивные школы, дома культуры, дворцы творчества и т.д.).

В формировании социальных и эмоциональных навыков  важным является реализация деятельностного подходатак как именно в процессе деятельности учащийся приобретает знания, умения, опыт общения, учится выражать свое мнение, принимать решение. Суть данного подхода за­ключается в том, чтобы создать такие педагогические условия, в которых обучающемуся будет предоставлена возможность культурных проб, поиска индивидуаль­но и социально приемлемых способов общения. Основной акцент в деятельностном подходе делается на социальную сущность личности, которая рассматрива­ется как совокупность социальных характеристик, при­обретаемых человеком в различных ситуациях в процес­се деятельности.

В про­цессе формирования социальных и эмоциональных   навыков  большое значение приобретает  рефлексивный подходкоторый позволяет определить соответствие результатов проделанной работы постав­ленным целям, выявить положительные и отрицатель­ные моменты.

Благодаря реализации модели социально-эмоционального обучения, направленной на индивидуально-личностное развитие учащегося, предполагается сформировать личность, обладающую когнитивными, эмоциональными и поведенческими компетенциями: самосознания, самоуправления, социальной осведомленности, навыков общения (взаимоотношений) и принятия решения.

Работа по формированию и развитию социальных и эмоциональных навыков у учащегося будет организована в несколько этапов:
-

проектно-диагностический:  анализ и оценка  результатов входной диагностики уровня развития социальных и эмоциональных   навыков  у учащихся;


-

организационно-практический: организация образовательного процесса, направленная на формирование социальных и эмоциональных   навыков  у учащихся в соответствии  с возрастом;


-
контрольно-рефлексивный: анализ и итоговая оценка динамики уровня формирования  социальных и эмоциональных   навыков  учащихся.



Программа инновационной деятельности «Внедрение модели социально-эмоционального обучения как условия формирования универсальных компетенций обучающихся»

  1. Подготовительный этап (январь — август 2021 года) 

Организационно-управленческое обеспечение

1. Формирование коллективного субъекта управления инновационной деятельностью:

определение направления инновационной деятельности на основе проблемного анализа;

формирование инновационной команды;

разработка идеологии и стратегии деятельности педагогического коллектива в условиях реализации инновации

2. Оформление документов (локальных нормативных актов) для получения статуса – учреждение образования, реализующее инновационный проект, и организации инновационной деятельности.

3. Разработка системы стимулирования и материального поощрения педагогов, участников инновационной деятельности.

Информационно-аналитическое обеспечение

1. Анализ педагогической деятельности учреждения образования и выявление проблем реализации образовательного процесса.

2. Популяризация инновационной идеи в рамках информационного поля учреждения образования.

3. Составление и представление аннотированных списков научной и научно-методической литературы по теме проекта.

Научно-методическое обеспечение

1.  Консультационная помощь педагогическому коллективу в выборе инновационной идеи для разрешения выявленных проблем.

2. Разработка совместно с консультантом инновационной модели, технологии и программы ее реализации.

3. Выявление рисков реализации инновационного проекта, определение мер по их предотвращению.

Работа с педагогами

1. Обсуждение и принятие педагогическим коллективом идеи необходимых и целенаправленных нововведений в деятельность учреждения образования

2. Осмысление теории и практики предстоящей инновационной деятельности.

3. Обсуждение рисков реализации инновационного проекта и путей их предотвращения.

Психолого-педагогическое сопровождение

1. Диагностика педагогического коллектива на предмет:

готовности к реализации инновационного проекта;

наличия и преодоления барьеров инновационной деятельности.

Планируемые результаты

1. Инновационный проект как пакет документации; как стратегия и тактика инновационной деятельности учреждения образования.

2. Мотивационная и когнитивная готовность инновационной команды и педагогического коллектива в целом к реализации проекта в учреждении образования.

  1. Рефлексивно-диагностический (сентябрь2021 — январь2022)

Организационно-управленческое обеспечение

1. Формирование локальной нормативной базы, регламентирующей инновационную деятельность в учреждении образования.

2. Корректировка и реализация программы и плана мониторинговых мероприятий в рамках проекта.

3. Формирование локальных методических подструктур (школа молодого учителя, школа повышения педагогического мастерства, школа эффективного педагогического опыта; проблемные и творческие группы;  постоянно действующий семинар и др.).

Информационно-аналитическое обеспечение

1. Создание информационно-насыщенной среды:

оптимизация информационных потоков, отражающих ход и содержание инновационной деятельности в рамках проекта;

создание информационно-аналитического центра, обеспечивающего трансляцию образцов педагогического опыта.

2. Обеспечение сетевого взаимодействия субъектов инновационной деятельности с целью кооперации в области формирования педагогического опыта.

Научно-методическое обеспечение

1.Консультационная помощь в определении тем педагогических исследований в рамках проекта (на основе данных диагностики и самодиагностики).

2. Организация и проведение методологического семинара «Теоретические основы внедрения модели социально-эмоционального обучения как условия формирования универсальных компетенций учащихся учреждения общего среднего образования»

Работа с педагогами

1. 1. Входная самодиагностика:

рефлексивных, исследовательских, проектировочных умений;

уровня педагогической деятельности;

уровня педагогического опыта.

2. Освоение:

цикла рефлексивной деятельности;

технологии рефлексивного анализа педагогической деятельности.

3. Организация постоянно действующего семинара «Социально-эмоциональное обучение как условие формирования универсальных компетенций учащихся учреждения общего среднего образования».

4. Организация тренингов «Определение затруднений в профессиональной деятельности педагогов».

Психолого-педагогическое сопровождение

1. Определение диагностических методик, необходимых для выявления уровня сформированности социально-эмоциональных навыков субъектов инновационной деятельности.

2. Осуществление входной диагностики

Планируемые результаты

1. Выявлен уровень сформированности рефлексивных, исследовательских, проектировочных умений; уровень педагогической деятельности; уровень педагогического опыта.

2. Выявлены проблемные поля в индивидуальной профессиональной деятельности педагогов.

3. Организовано обучение педагогов в рамках проекта и на основах диагностики.

  1. Практический этап (февраль 2022 года – декабрь 2023 года)

Организационно-управленческое обеспечение

1. Организация инновационной деятельности  учреждения образования по направлениям:

оценка материалов инновационной деятельности, предоставляемых на педагогические советы;

оценка материалов педагогического опыта, рекомендуемых для печати, для участия в конкурсах методических разработок, семинарах, конференциях и т. д.;

утверждение тем индивидуальных педагогических исследований в рамках инновационного проекта;

составление и анализ промежуточных отчетов о результатах инновационной деятельности участников инновационного проекта.

2. Проведение педагогических советов «Презентация образцов эффективного педагогического опыта».

3. Создание условий для повышения квалификации педагогов в области осуществления инновационной деятельности:

внутри учреждения образования (тренинги, семинары, мастер-классы, педагогические чтения);

вне учреждения образования.

4. Создание условий для реализации педагогических инициатив.

5. Создание условий для эффективной работы виртуального методического кабинета, предоставляющего учебно-методические материалы для участников инновационной деятельности.

Информационно-аналитическое обеспечение

1. Организация  информационно-аналитической деятельности по направлениям:

информирование педагогической общественности о ходе инновационной деятельности;

предоставление информации на сайт учреждения образования о реализации проекта;

создание банка данных эффективных образцов педагогического опыта;

предоставление научно-методических материалов инновационной деятельности в виртуальный методический кабинет;

трансляция эффективных образцов педагогического опыта.

2. Организация конференций,  диспутов, круглых столов и др.

3. Консультирование по вопросам осуществления инновационной деятельности.

4. Поддержка сетевого взаимодействия субъектов инновационной деятельности, основанного на принципах сотрудничества, сотворчества, конструктивного разрешения проблем профессиональной деятельности и направленного на формирование эффективного педагогического опыта.

Научно-методическое обеспечение

1. Консультационная помощь по вопросу организации и проведения постоянно действующего семинара, учебных деловых игр, программы работы творческих и проблемных групп.

2. Организация консультирования по вопросу определения программы и плана реализации индивидуальных педагогических исследований в рамках инновационного проекта.

3. Проведение методологического семинара «Педагогический опыт как фактор непрерывного личностно-профессионального развития педагога».

4. Проведение методологического семинара «Обобщение и представление опыта профессиональной деятельности педагога по социально-эмоциональному обучению».

5. Консультационная помощь при осуществлении экспертной оценки материалов педагогического опыта, представленных к трансляции и распространению.

Работа с педагогами

1. Организация постоянно действующего семинара «Внедрение модели социально-эмоционального обучения как условия формирования универсальных компетенций учащихся учреждения общего среднего образования».

2. Проведение индивидуального педагогического исследования в рамках инновационного проекта и в соответствии с выявленным проблемным полем профессиональной деятельности.

3. Учебная деловая игра «Разработка критериев эффективности социально-эмоционального обучения».

4. Учебная деловая игра «Технология оформления педагогического инновационного опыта».

5. Групповая работа педагогов в рамках методических творческих формирований по оформлению индивидуального педагогического опыта.

6. Индивидуальная работа учителей по оформлению педагогического опыта

Психолого-педагогическое сопровождение

1. Осуществление промежуточной диагностики в соответствии с критериями инновационного проекта.

2. Оказание консультативной помощи педагогам по вопросам самодиагностики.

3. Просветительская работа в области повышения эффективной педагогической деятельности в рамках проекта.

4. Индивидуальное консультирование педагогов, участников инновационной деятельности, по психолого-педагогическим вопросам в рамках проекта.

5. Содействие созданию психологически комфортной  атмосферы взаимодействия участников инновационного проекта, основанной на принципах сотрудничества, сотворчества, конструктивного разрешения проблем профессиональной деятельности (психологические тренинги).

Планируемые результаты

1. Определенный уровень сформированности (более высокий) у педагогов, участников инновационной деятельности:

рефлексивных, исследовательских, проектировочных умений и навыков;

педагогической деятельности;

педагогического опыта.

2. Программа и план, промежуточные итоги реализации индивидуальных педагогических исследований участников инновационной деятельности.

3.Оформленный индивидуальный педагогический опыт учителей, участников инновационной деятельности.

4. Апробированные на практике механизмы представления, трансляции, популяризации образцов эффективного педагогического опыта (уроки, публикации, сборники, дидактические разработки, сайты, блоги и др.).

5. Банк образцов эффективного педагогического опыта УО.

6. Пополнение материалами  виртуального методического кабинета.

7. Справка о промежуточных результатах реализации инновационного проекта.

  1. Обобщающий (аналитический) этап (январь – август2024 года)

Организационно-управленческое обеспечение

1. Организация  инновационной деятельности  учреждения образования по направлениям:

анализ, оценка полученных результатов инновационной деятельности в соответствии с критериями проекта;

составление и анализ итоговых отчетов о результатах инновационной деятельности участников инновационного проекта;

презентация, содействие распространению образцов эффективного педагогического опыта (выставки, электронные материалы, открытые заседания творческих групп и др.);

подготовка методических материалов по внедрению апробированной инновационной модели в образовательную практику;

обобщение инновационного опыта учреждения образования.

2. Проведение педагогических советов по итогам и распространению инновационного опыта.

3. Организация мероприятий по представлению инновационного опыта:

методические декады и недели;

серии открытых уроков и мероприятий;

семинары и др.

4.Организация мероприятий по обмену инновационным опытом с учреждениями образования, работающими по аналогичной инновационной модели.

5. Изменение модели педагога в соответствии с эффективными результатами инновационной деятельности.

 

Информационно-аналитическое обеспечение

1. Организация  информационно-аналитической деятельности по направлениям:

информирование педагогической общественности о результатах инновационной деятельности;

предоставление информации на сайт УО о результатах реализации проекта;

пополнение банка данных эффективных образцов педагогического опыта;

трансляция эффективных образцов педагогического опыта в информационном поле как учреждения образования, так и региона, республики.

2. Организация конференций, семинаров,  диспутов и др. по результатам инновационной деятельности.

3. Популяризация, рекламные акции, отражающие профессиональные достижения, эффективный педагогический опыт участников инновационной деятельности и учреждения образования в целом.

Научно-методическое обеспечение

1. Консультационная помощь по вопросам:

анализа и систематизации материалов по итогам реализации инновационной деятельности;

оформления индивидуального педагогического опыта участников инновационной деятельности;

систематизации и обобщения материалов индивидуальных педагогических исследований в рамках проекта;

разработки программы презентации и механизмов трансляции образцов эффективного педагогического опыта.

2. Консультационная помощь при подготовке отчетных материалов по итогам реализации инновационного проекта.

3. Проведение методологического семинара «Социально-эмоциональное обучение как условие формирование универсальных компетенций обучающихся»

Работа с педагогами

1.Итоговая самодиагностика:

рефлексивных, исследовательских, проектировочных умений;

уровня педагогической деятельности;

уровня педагогического опыта.

2. Анализ и систематизация результатов инновационной деятельности.

3.Оформление и презентация индивидуального опыта педагогической деятельности.

4. Анализ и систематизация результатов индивидуальных педагогических исследований в рамках проекта.

5. Разработка и предоставление отчетных материалов по результатам инновационной деятельности.

6. Организация и проведение мероприятий по презентации образцов эффективного педагогического опыта:

выставки методических материалов, электронных разработок, пособий, статей, дидактических сборников и др.;

проведение серии открытых уроков и мероприятий, отражающих эффективный опыт индивидуальной профессиональной деятельности;

подготовка и проведение мастер-классов.

Психолого-педагогическое сопровождение

1. Осуществление итоговой диагностики в соответствии с критериями инновационного проекта.

2. Проведение психологических тренингов, направленных на формирование микроклимата, ориентированного на обмен инновационным опытом и сотрудничество.

3. Консультационная помощь по вопросам продолжения личностно-профессионального развития педагогов, завершивших реализацию инновационного проекта.

 

 

Планируемые результаты

1. Выявлен итоговый уровень сформированности у учащихся  универсальных компетенций; уровень педагогической деятельности; уровень педагогического опыта.

2. Определена динамика диагностических показателей и мера их соответствия критериям и показателям проекта.

3. Оформлен индивидуальный педагогический опыт  участников инновационной деятельности.

4 . Оформлены сборники  эффективного педагогического опыта учреждения образования.

5. Подготовлена справка об итоговых результатах реализации инновационного проекта.

6. Подготовлены методические материалы по внедрению апробированной инновационной модели в образовательную практику.

7. Создан банк образцов эффективного педагогического опыта учреждения образования.

Календарный план реализации инновационного проекта «Внедрение модели соционально-эмоционального обучения как условия формирования универсальных компетенций обучающихся» на 2021/2022 учебный год
№ п/п Меры и мероприятия Сроки Ответственный

1

Инструктивно-методическое совещание «Изучение нормативной правовой документации Министерства образования об инновационной деятельности»

Август

2021 года

Директор школы

Драпеза Л.Я.

2

Информирование педагогического коллектива, законных представителей, учащихся о целях и основных направлениях инновационной деятельности

Август

2021 года

Директор школы

Драпеза Л.Я.

3

Разработка внутришкольной документации, регламентирующей инновационную деятельность коллектива

Сентябрь

2021 года

Директор школы

Драпеза Л.Я.

4

Разработка и согласование программы психолого-педагогического сопровождения реализации инновационного проекта

Сентябрь

2021 года

Заместитель директора по учебной работе

Гурбо И.И.

5

Подготовка электронного ресурса «В помощь педагогу, реализующему инновационный проект»

Сентябрь

2021 года

Заместитель директора по учебной работе

Гурбо И.И.

6

Организация инновационной работы:  формирование творческой группы, распределение функциональных обязанностей между членами инновационной группы

Сентябрь

2021 года

Заместитель директора по учебной работе

Гурбо И.И.

7

Изучение материалов периодической печати, материалов сети Интернет, тематической литературы, создание  аннотированного списка литературы по инновационной деятельности каждого педагога

Сентябрь

2021 года

Члены инновационной команды, заведующая библиотекой

Марова Т.В.

8

Собеседование с учителями по индивидуальным планам инновационной деятельности

Сентябрь

2021 года

Заместитель директора по воспитательной работе

Топчевская Н.Н.,

заместители директора по учебной работе

Гурбо И.И., Сафроненко Н.Е., Савина И.С.

9

Заседание педагогического совета «Рассмотрение и утверждение тематики исследований каждого участника инновационного проекта»

Сентябрь

2021 года

Директор школы

Драпеза Л.Я.

10

Консультации по ведению дневников и другой документации участниками инновационного проекта

В течение учебного года

Заместитель директора по воспитательной работе

Топчевская Н.Н.,

заместители директора по учебной работе

Гурбо И.И., Сафроненко Н.Е., Савина И.С.

11

Разработка системы повышения квалификации педагогов, участников инновационного проекта

Сентябрь

2021 года

Заместитель директора по воспитательной работе

Топчевская Н.Н.,

заместители директора по учебной работе

Гурбо И.И., Сафроненко Н.Е., Савина И.С.

12

Проведение диагностических мероприятий по теме инновационного  проекта

Сентябрь

2021 года

Учитель начальных классов

Макарова А.В.

13

Совещание при директоре «Механизмы управления инновационным проектом»

Сентябрь

2021 года

Директор  школы

Драпеза Л.Я.

14

Методический практикум «Ведение документации в процессе осуществления инновационной деятельности: дневников педагогического исследования»

Сентябрь

2021 года

Заместитель директора по воспитательной работе

Топчевская Н.Н.,

заместители директора по учебной работе

Гурбо И.И., Сафроненко Н.Е., Савина И.С.

15

Совещание  при директоре «Инвентаризация имеющихся ресурсов и выявление дополнительных потребностей в ресурсах для успешной реализации инновационного проекта»

Октябрь

2021 года

Члены инновационной команды

16

Заседание педагогического совета «Анализ результатов диагностики педагогов, учащихся, законных представителей»

Октябрь

2021 года

Директор школы

Драпеза Л.Я.

17

Разработка программы и организация постоянно действующего семинара «Формирование   универсальных компетенций учащихся как ресурса социально-эмоционального обучения»

1 раз в четверть

Заместитель директора по воспитательной работе

Топчевская Н.Н.,

заместители директора по учебной работе

Гурбо И.И., Сафроненко Н.Е., Савина И.С.

18

Заседания методических объединений учителей и классных руководителей по теме инновационного проекта

Март

2022 года

Руководители методических объединений

19

Информирование всех субъектов образовательного процесса  о промежуточных  итогах реализации инновационного проекта

Январь, май

2022 года

Директор школы

Драпеза Л.Я.

20

Тематический педсовет «Педагогические условия социально-эмоционального обучения»

Март

2022 года

Директор школы

Драпеза Л.Я.

21

Разработка календарного плана реализации инновационного проекта на 2022/2023 учебный год

Апрель

2022 года

Заместитель директора по воспитательной работе

Топчевская Н.Н.,

заместители директора по учебной работе

Гурбо И.И., Сафроненко Н.Е., Савина И.С.

22

Анализ продуктов инновационной деятельности учителей и классных руководителей за  год и выявление позитивного опыта

Май

2022 года

Заместитель директора по воспитательной работе

Топчевская Н.Н.,

заместители директора по учебной работе

Гурбо И.И., Сафроненко Н.Е., Савина И.С.

23

Промежуточная  диагностика уровня сформированности социальных и эмоциональных навыков у учащихся на конец первого года внедрения инновационного проекта

Май

2022 года

Заместитель директора по воспитательной работе

Топчевская Н.Н.,

заместители директора по учебной работе

Гурбо И.И., Сафроненко Н.Е., Савина И.С.

24

Совещание при директоре  по результатам инновационной деятельности за первый год внедрения инновационного проекта

Май

2022 года

Директор школы

Драпеза Л.Я.

25

Промежуточный отчёт о ходе и результатах  инновационной  деятельности за 2021/2022 учебный год

Май

2022 года

Заместитель директора по воспитательной работе

Топчевская Н.Н.,

заместители директора по учебной работе

Гурбо И.И., Сафроненко Н.Е., Савина И.С.

26

Взаимодействие с консультантами инновационного проекта

В течение года

Члены инновационной группы

27

Сетевое взаимодействие с педагогами-новаторами, реализующими инновационный проект

В течение года

Члены инновационной группы

28

Самообразование по темам педагогических исследований

В течение года

Члены инновационной группы

29

Повышение квалификации участников инновационного проекта

В течение года

Члены инновационной группы

30

Участие участников инновационного проекта в семинарах, мастер-классах, конференциях

В течение года

Члены инновационной группы

31

Организация тематических обзоров литературы, публикаций, интернет-материалов по теме инновационного проекта

В течение года

Марова Т.В., заведующая библиотекой

32

Ведение рубрики «Инновационная деятельность» на официальном сайте школы

В течение года

Асадчая Е.А., учитель информатики

33

Пополнение электронных портфолио педагогов школы

В течение года

Члены инновационной группы

ВВЕДЕНИЕ

Одной из центральных фигур образовательного процесса в современной школе был и остаётся учитель. Именно на него возложена миссия реализации целей и задач обучения и воспитания подрастающего поколения. Он является организатором активной учебно-познавательной, трудовой, общественной и эстетической деятельности учащихся. Об исключительной роли учителя в образовании и воспитании детей, в развитии их богатого духовного мира писали и говорили многие выдающиеся педагоги.

В современных условиях обновления нашего общества роль и значение учителя сложно переоценить. В значительной мере от его труда и усердия зависит образование народа, культурное и нравственное развитие общества, а также пути дальнейшего развития страны.

В связи с этим особую значимость приобретает проблема профессиональной подготовки учителей, формирование их нравственной, этической и эстетической культуры. В структуре педагогической деятельности важными являются вопросы формирования и развития исследовательских качеств учителей, подготовке их к поиску, изучению и внедрению инновационных педагогических технологий.

Проанализируем структуру педагогической деятельности, выявим в структуре место инновационной деятельности учителя, рассмотрим основные подходы к определению педагогических инноваций и представим основные методы выявления и изучения инноваций в педагогическом процессе.

 

1. СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Прежде, чем приступить к рассмотрению сущности педагогических инноваций, методов их выявления и изучения, необходимо проанализировать структуру педагогической деятельности и определить, какое место занимает в ней инновационная деятельность учителя.

Современные исследования Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенина, И.Ф. Харламова, А.И. Щербакова и др. показывают, что в педагогической практике учителя достаточно отчётливо выделяются следующие направления его деятельности.

Диагностическая деятельность. Эта деятельность связана с изучением учащихся и определение уровня их развития, обучения и воспитанности. Ясно, что невозможно полноценно проводить учебно-воспитательный процесс без знаний особенностей физического и психического развития каждого ребёнка. Для этого учителю необходимо быть наблюдательным, владеть методами диагностики и т.д.

Ориентационно-прогностическая деятельность . Эта деятельность раскрывается в умениях учителя обозначить линию воспитательной работы, определить её конкретные цели и задачи на каждом этапе, сделать прогноз результатов и т.д.

Организаторская деятельность . Этот вид деятельности связан с привлечением учащихся в запланированную учебно-воспитательную работу, со стимулированием их активности. Учитель является организатором всего процесса учебно-воспитательной работы класса.

Информационно-объяснительная деятельность . Значение этого вида деятельности обуславливается тем, что всё обучение и воспитание основывается на процессах информационного характера. Овладение знаниями, мировоззренческими и моральными идеями – всё это является решающими средствами развития и личностного формирования каждого ученика.

Коммуникативная деятельность . Эта деятельность связана с тем значительным влиянием, которое оказывает учитель на учащихся. Его личное обаяние, моральная культура и умение устанавливать и поддерживать с детьми доброжелательные отношения является одним из факторов успеха коммуникативной части педагогической деятельности.

Аналитико-оценочная деятельность . Эта деятельность помогает учителю поддерживать т.н. обратную связь в своей работе, что обозначает неустанно наблюдать то, что намечалось достигнуть на определённом этапе образовательного процесса и то, что уже достигнуто.

Одним из непременных компонентов педагогической деятельности учителя является инновационная деятельность . Это творческий, исследовательский вид педагогической деятельности и органично связан со всеми предыдущими. Педагогическая наука развивается в процессе инновационной деятельности педагогов-новаторов и обычных учителей. Применение педагогической теории на практике само по себе носит творческий и исследовательский характер, т.к. никогда не бывает двух одинаковых классов, никогда не бывает двух одинаковых учеников и никогда не повторится вчерашняя педагогическая ситуация. В этой связи учитель должен всегда на своей работе быть не только исследователем, но и новатором. Он должен не только творчески применять известные педагогические методики и технологии, но и стараться самостоятельно их выводить – из собственной практики.

Обращение к педагогическим инновациям, проблемам их выявления и изучения ставит вопрос о сущности педагогической инновации, об их видах, характере. Без ответа на эти вопросы невозможно двигаться дальше. Вопрос о сущности педагогической инновации мы рассмотрим в следующем параграфе.

2. СУЩНОСТЬ ПЕДАГОИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ

Педагогические инновации (другими словами нововведения) определяются в педагогической науке с нескольких точек зрения. Во-первых , под педагогической инновацией понимается целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (определённые новшества), которые улучшают характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.

С такой точки зрения педагогические инновации классифицируются следующим образом:

1. По видам деятельности педагогические инновации бывают педагогические – те, которые обеспечивают педагогический процесс, и управленческие – это те, которые относятся к управленческой стороне педагогической деятельности.

2. По характеру вносимых изменений педагогические инновации подразделяются на радикальные , т.е. те, которые основываются на принципиально новых идеях и подходах, комбинаторные – это такие педагогические инновации, которые сочетают в себе известные элементы, и модифицирующие , которые направлены на совершенствование и дополнение существующих образцов и форм.

3. По масштабу вносимых изменений педагогические инновации классифицируются на локальные , такие, которые включают в себя независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов, модульные , которые включают в себя взаимосвязанные группы нескольких локальных педагогических инноваций и системные , которые заключаются в полной реконструкции системы как целого.

4. По масштабу использования педагогические инновации бывают единичные и диффузные .

5. По источнику возникновения педагогические инновации бывают внешние , источник которых находится за пределами педагогической системы, внутренние – такие инновации разрабатываются в рамках определённой образовательной системы.

Во-вторых , под педагогической инновацией в современной теории и практике образования понимается сам процесс освоения какого-либо педагогического новшества (например, нового средства, новой педагогической методики, учебной или воспитательной программы, актуальной образовательной технологии и т.д.).

В-третьих , под педагогической инновацией может пониматься процесс поиска идеальных методик и программ, а также их внедрение в образовательный процесс и творческое осмысление.

3. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ

После определения содержания инновационной деятельности учителя, определения сущности педагогических инноваций, перейдём к характеристике основных методов выявления и изучения педагогических инноваций.

Прежде, чем приступить, сделаем короткое замечание. Методы выявления и методы изучения педагогических инноваций, несомненно, находятся в тесной взаимосвязи. Зачастую они являются логическим продолжением друг друга. Так, например, наблюдая за работой педагога, изучая его инновационную деятельность (педагогический приём, авторский метод и т.д.) можно выявить новую педагогическую инновацию.

Методы выявления педагогических инноваций .

Знакомство с результатами педагогической деятельности . Такое знакомство может проходить в различной форме – анализ деятельности учеников, посещение уроков, беседы с учащимися, родителями и педагогами. Целью такой работы является выявление результатов, более лучших и значительных, по сравнению с другими.

Посещение учительских конференций, симпозиумов и семинаров . Обычно на таких собраниях учителя делятся своими достижениями, рассказывают об успехах в учебной и воспитательной работе. Во время таких конференций проходит, конечно, и знакомство с педагогическими инновациями, однако более глубоко изучение происходит в формах непосредственного участия.

Методы изучения педагогических инноваций .

Первостепенное значение в процессе изучения педагогических инноваций имеют эмпирические методы – наблюдение, беседа, изучение научных педагогических трудов и т.д.

Наблюдение является одним из самых распространённых методов изучения педагогических инноваций. В процессе наблюдения есть возможность непосредственного знакомства с деятельностью учителя-новатора. В связи с этим, учителя часто проводят открытые занятия по своей исследовательской проблематике, приглашают коллег и учёных для знакомства и анализа своей педагогической деятельности. Перед наблюдением необходимо составить программу наблюдения , т.е. определить те моменты, на которые необходимо будет обратить своё внимание. После наблюдения необходимо обязательно сделать выводы.

Беседа является также одним их распространённых методов изучения инноваций. Во время беседы есть возможность узнать более подробно и в непринуждённой обстановке об инновационной деятельности педагога. К беседе также необходимо заранее готовиться, необходимо, по возможности, составить план беседы, акцентировать своё внимание на интересующих проблемах и постараться в процессе беседы их обсудить.

Интервьюирование . К этой форме работы необходимо тщательно готовиться. До начала интервьюирования необходимо изучить инновационную работу педагога, проанализировать её с точки зрения современной теории и практики образования, составить план интервью. Только при соблюдении указанных требований интервью может дать соответствующие результаты.

Принципы научно- исследовательской деятельности учителя:
-

Принцип целостного изучения педагогического явления или процесса ;


-

Принцип комплексного использования методов исследования при изучении проблем педагогики;


-

Принцип объективности;


-

Принцип единства изучения и воспитания ребенка;


-

Принцип единства изучения и воспитания ребенка;


-

Принцип изучения явления в изменении и развитии;


-

Сочетание научной смелости с величайшей предусмотрительностью;


-

Принцип глубинного рассмотрения изучаемой проблемы.



Методы научно- исследовательской деятельности учителя:

1. Метод сравнительно-исторического анализа литературы

2. Метод моделирования

3. Метод причинно-следственного анализа

4. Педагогические наблюдения

5. Беседа

6. Анкетирование и интервью

7. Социометрический метод

8. Метод рейтинга и самооценки

9. Метод ранговых оценок

10. Метод обобщения независимых характеристик

11. Метод педагогического консилиума

12. Метод изучения и анализа документации

13. Изучение и обобщение передового педагогического опыта

14. Статистический метод

15. Педагогический эксперимент

Научно-исследовательская деятельность может и должна рассматриваться как средство профессионально — квалификационного роста учителя — практика.

Литература:

  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985. — 448 с.
  2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн.1 Казань: Казанский университет, 1996. — 568 с.
  3. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 176 с. — (Мастерство учителя: идеи, советы, предложения).
  4. Белкин А.С. Теория и практика витагенного обучения с голографическим методом проекций //Школьные технологии. 1997. — № 4. — С.3-10.
  5. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1997.-162 с.
  6. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  7. Загвязинский В.И., Закирова А.Ф. Идея, замысел, гипотеза педагогического исследования //Педагогика. 1997. — № 2. — С. 7-11.
  8. Зеер Э.Ф. Психологические основы профессионального становления личности инженера-педагога: Автореферат д-р дис. JL, 1988. — 35 с.
  9. Исследовательская деятельность в школе: Опыт, поиски, решения /Отв. ред. М.А. Ушакова. -М.: «Сентябрь», 1999. 192 с.
  10. Каптерев П.Ф. О свойствах учителя //Избранные педагогические сочинения: М.: Педагогика, 1982. — С. 595-630.
  11. Левитан К.М. Личность педагога. Становление и развитие. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1991. — 168 с.
  12. Лицман Галина Николаевна. Научно-исследовательская деятельность как средство профессионально-квалификационного роста учителя : Дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 : Екатеринбург, 2000 209 c. РГБ ОД, 61:00-13/623-0
  13. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. -192 с.
  14. Мосолов В.А. Формировать методологическую культуру учителя //Советская педагогика. 1990. — № 3. — С. 67-69.
  15. Остроградский А.Н. Наука и воспитание //Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985. — С. 319-334.
  16. Пирогов Н.И. О предметах суждений и прений педагогических советов гимназий //Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985.-С. 166-172.
  17. Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения /Сост. В.В. Большакова. -М.: Педагогика, 1984. 368 с.
  18. Поташник М.М., Моисеев A.M. Управление современной школой. М.: Новая школа, 1997. — 352 с.
  19. Сухомлинский В.А. Зависит только от вас: (Письмо завтрашнему учителю) //Избранные произведения. В 5 т. Т. 5. Киев: Радянська школа, 1980.-С. 300-304.
  20. Сухомлинский В.А. Коллективное исследование проблемы «Единство мысли и чувства» //Избранные произведения. В 5 т. Т. 4. Киев: Радянська школа, 1980. — С. 78-82.
  21. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа //Избранные произведения. В 5 т. Т. 4. Киев: Радянська школа, 1980. — С. 6-412.
  22. Сухомлинский В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой мысли //Избранные произведения. В 5 т. Т. 1. Киев: Радянська школа, 1980. -С. 59-218.
  23. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы //Избранные произведения. В 5 т. Т.4. Киев: Радянська школа, 1980. -670 с.
  24. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1973. — 109 с.
  25. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 8.: Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Ч. 1. М.: Изд-во АПН, 1950.-76 с.
  26. Шаталов В.Ф. Учитель не может не быть экспериментатором //Первое сентября. 1997. — 29 апреля. — С. 2.
  27. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. М.: Педагогика, 1989. -336 е.: ил.
Примерный дневник учителя-новатора
Сроки 2021/2022 учебный год Выступления (доклады на семинарах, конференциях и т.п., интервью на ТВ) Публикации по теме инновации Создание базы данных (мониторинг) по теме инновации Создание методических пособий и т.п. по теме инновации Деятельность по теме инновации Проблемы, предложения, выводы по теме инновации

Сентябрь