Министерство образования Республики Беларусь Комитет по образованию Светлогорского районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования "Паричская средняя школа"
14/06/2023
Навязчивое состояние, без которого нормальное существование невозможно, называется зависимостью. Предмет влечения со временем становится смыслом жизни, а привычка превращается в манию. Все виды зависимостей человека имеют одинаковую природу и возникают под воздействием совокупности определенных факторов: социальных, биологических, психологических. Можно ли победить зависимость?
Каковы причины возникновения зависимостей человека?
Слово «зависимость» означает несамостоятельность, невозможность достичь удовлетворения здоровыми способами.
неполная семья;
занятость родителей, недостаток общения с ребенком;
отсутствие других детей в семье;
плохие отношения между родителями (непонимание, драки, скандалы, нарушение гендерных ролей);
излишняя родительская опека.
В результате у ребенка может развиться депрессия и как следствие, поиск доступных удовольствий, превращающихся в порочную зависимость. В отношении алкогольной зависимости также доказано влияние наследственности.
Наркотическая. Необходимость приема наркотических веществ, вызывающих расстройство психики.
Алкогольная. Опасность ее в том, что человек выпивает сначала для поднятия настроения, за компанию. В результате перестает контролировать ситуацию и уже не может нормально существовать без алкоголя. Сегодня в нашей стране это основная зависимость человека.
Курение. Этот вид зависимости опасен тем, что имеет и физическую составляющую (никотин участвует в обмене веществ), и психическую (часто именно она не позволяет отказаться от привычки).
Лудомания. Азартные игры приобретают для человека огромное значение. Зависимость может привести к потере огромных сумм, долгам.
Интернет-зависимость. Болезненная необходимость постоянно находиться в сети.
Лекарственная. Возникает в результате длительного потребления медикаментозных препаратов. Со временем человек принимает их все в больших дозах.
Сексуальная. Беспорядочные половые связи приводят к тому, что секс становится основой существования.
Переедание. Люди, страдающие булимией, перестают контролировать приемы пищи. Зависимость приводит к психическим заболеваниям, расстройствам нервной системы.
Трудоголизм. Зарабатывание денег, карьерный рост становятся приоритетной задачей в жизни человека.
Каждое из нездоровых пристрастий приносит немало проблем и самому зависимому, и его близким. Часто решить эту проблему своими силами оказывается невозможным, однако решение все-таки есть.
психотерапия;
гипноз;
групповая терапия;
медикаментозная поддержка.
Если у человека имеется какое-либо пристрастие – он лишен возможности проявить собственную волю, поэтому нужно понимать, что с любым видом зависимости нужно бороться.
Путь отказа от зависимостей долог и труден, он занимает не один год. Однако это единственный способ обрести свободу и истинное счастье, построить гармоничные отношения.
Насилие в семье – реальное действие или угроза физического, сексуального, психологического или экономического оскорбления и насилия со стороны одного лица по отношению к другому, с которым оно имеет или имело интимные или иные значимые отношения.
Насилие в семье проявляется в различных формах – от эмоционального и морального давления до применения физической силы.
Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений, включая телесные наказания, вовлечение и принуждение к употреблению алкоголя, наркотиков и других токсических веществ.
Сексуальное насилие – вовлечение человека с его согласия или без согласия в сексуальные действия с целью получения удовлетворения или выгоды. Согласие подростка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку он не обладает свободой воли и не может предвидеть негативные для себя последствия.
Психологическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на человека. Если данное воздействие оказывается на подростка, то оно тормозит развитие личности и приводит к формированию патологических черт характера. Сюда относятся: открытое неприятие и постоянная критика; угрозы, замечания, высказывания в оскорбительной форме, унижающие достоинство; преднамеренное ограничение общения подростка со сверстниками или другими значимыми взрослыми и др.
Экономическое насилие – умышленное лишение одним членом семьи другого члена семьи жилья, еды, одежды и другого имущества либо средств, на которые потерпевший имеет предусмотренное законом право. Сюда также относят запрет на получение образования и/или трудоустройства с целью создания напряженной обстановки.
близкие родственники – родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, а также супруг (супруга) потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого либо лица, совершившего общественно опасное деяние (пункт 1 статьи 6 УПК);
члены семьи – близкие родственники, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные лица, проживающие совместно с участником уголовного процесса и ведущие с ним общее хозяйство (пункт 53 статьи 6 УПК);
близкие – лица, которых гражданин обоснованно считает близкими (часть 7 статьи 10, часть 2 статьи 23, часть 3 статьи 26 и другие нормы УПК).
убийство (статья 139 УК);
убийство, совершенное в состоянии аффекта (статья 141 УК);
Убийство при превышении пределов необходимой обороны (статья 143 УК);
причинение смерти по неосторожности (статья 144 УК);
доведение до самоубийства (статья 145 УК);
склонение к самоубийству (статья 146 УК);
умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья 147 УК);
умышленное лишение профессиональной трудоспособности (статья 148 УК);
умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149 УК);
умышленное причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения в состоянии аффекта (статья 150 УК);
умышленное причинение тяжкого телесного повреждения при превышении пределов необходимой обороны (статья 152 УК);
умышленное причинение легкого телесного повреждения (статья 153 УК);
истязание (статья 154 УК);
причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения по неосторожности (статья 155 УК);
незаконное лишение свободы (статья 183 УК);
угроза убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества (статья 186 УК);
клевета (статья 188 УК);
оскорбление (статья 189 УК).
умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1 КоАП)
оскорбление (статья 9.3 КоАП)
мелкое хулиганство (статья 17.1 КоАП)
Правоохранительные органы: 102
Экстренные службы психологической помощи для детей и подростков: 170 (круглосуточно, бесплатно, анонимно)
Общенациональная «Горячая линия» для пострадавших от домашнего насилия 8-801-100-8-801 (Ежедневно с 8:00 до 20:00, бесплатно со стационарной сети)
Республиканская телефонная «горячая линия» по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию — телефон доверия для детей 8-801-100-16-11 (Круглосуточно, звонки на линию бесплатны с любого номера)
Телефон «Доверие» в г. Светлогорске (психолог ТЦСОН) (802342) 4-29-99 (Рабочие дни с 8:00 до 17:00)
Телефон «Горячая линия» в г.Светлогорске (802342) 4-34-95 (Рабочие дни с 8:00 до 17:00)
Телефон «Доверие» в г.Светлогорске (СПЦ) (802342) 3-86-35 (Рабочие дни с 8:30 до 17:30)
Телефон «Горячая линия» в г.Светлогорске (СПЦ) (802342) 9-18-79 (Ежедневно с 20:00 до 22:00)
Телефон «Доверие» в г. Светлогорске (детская поликлиника, подростковая служба) (802342) 2-69-42 (Рабочие дни с 8:30 до 17:30)
Создайте дома среду, характеризующуюся теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.
Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.
Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.
Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка.
Не используйте экономическое насилие к членам семьи.
Старайтесь никогда не применять физическое насилие к кому бы то ни было.
Заведите дома рыбок, хомячка, собаку, кошку или других животных. Помогите ребёнку в воспитании братьев наших меньших.
Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных.
Рекомендуйте детям читать настоящую художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов. Читайте вместе с детьми.
Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: « Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере. Будьте во всём образцом своим детям!
В первую очередь это действия мошенников, которые хотят получить финансовую или иную выгоду. Мошенники могут быть хорошо оснащены и использовать самые разные инструменты и методы — например, вирусное программное обеспечение (далее — вирусы), поддельные сайты, мошеннические письма, перехват и подбор паролей к учетным записям в социальных сетях и почтовых сервисах.
Вирусы могут распространяться с помощью вложенных файлов и ссылок в электронных письмах, в сообщениях в социальных сетях, на съемных носителях, через зараженные сайты. При этом сообщение с вирусом может быть получено как от постороннего человека, так и от знакомого, но уже зараженного участника социальной сети или почтовой переписки. Зараженными могут быть сайты, как специально созданные в целях мошенничества, так и обычные, но имеющие уязвимости информационной безопасности.
Использовать антивирусное программное обеспечение с обновленными базами вирусных сигнатур.
Не открывать вложенные файлы или ссылки, полученные по электронной почте, через социальную сеть или другие средства коммуникаций в интернете, не удостоверившись, что файл или ссылка не содержит вирус.
Внимательно проверять доменное имя сайта (например, www.yandex.ru), так как злоумышленники часто используют похожие имена сайтов, чтобы ввести жертву в заблуждение (например, www.yadndex.ru).
Обращать внимание на предупреждения браузера или поисковой машины о том, что сайт может угрожать безопасности компьютера.
Не подключать к своему компьютеру непроверенные съемные носители.
Не поддаваться на провокации злоумышленников, например, с требованием перевести деньги или отправить SMS, чтобы снять блокировку компьютера.
Злоумышленники могут использовать различные методы социальной инженерии (угрозы, шантаж, игру на чувствах жертвы — например, жадности или сочувствии), чтобы выманить деньги. В таких случаях они пишут письма определенного сценария. Один из примеров — так называемые «нигерийские письма», в которых автор обещает жертве огромную прибыль взамен на небольшие накладные расходы.
Внимательно изучить информацию из письма. Проверить достоверность описанных фактов. Если в письме предлагается большая выгода за незначительное вознаграждение, скорее всего, оно мошенническое.
Игнорировать такие письма.
Злоумышленники часто стремятся получить доступ к аккаунтам жертвы, например, в социальных сетях, почтовых и других сервисах. Украденные аккаунты они используют, например, для распространения спам-писем и вирусов.
Мошенники могут получить доступ к учётной записи следующими способами:
Заставить ввести свои данные на поддельном сайте.
Подобрать пароль, если он не является сложным.
Восстановить пароль с использованием “секретного вопроса” или введенного ящика электронной почты.
Перехватить пароль при передаче по незащищенным каналам связи.
Как правило, для кражи данных об аккаунтах используются фишинговые сайты. Фишинг (англ. phishing, от fishing — рыбная ловля, выуживание) — вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей — логинам и паролям. Злоумышленники создают фишинговые сайты, копирующие интерфейс известных ресурсов, а жертвы вводят на них свои логины и пароли, не понимая, что сайты поддельные.
Использовать сложные пароли (сложные пароли состоят как минимум из 10 символов, включают буквы верхнего и нижнего регистра, цифры и специальные символы, не содержат имя пользователя и известные факты о нем).
Никому не сообщать свой пароль.
Для восстановления пароля использовать привязанный к аккаунту мобильный номер, а не секретный вопрос или почтовый ящик.
Не передавать учетные данные — логины и пароли — по незащищенным каналам связи (незащищенными, как правило, являются открытые и общедоступные wi-fi сети).
Внимательно проверять доменные имена сайтов, на которых вводятся учетные данные.
Поговорите с учащимся о безопасности в Интернете. Объясните основные правила, возможности различных технологий и последствия нарушений. Самое главное: убедите, что в любой непонятной или пугающей ситуации ему следует обращаться к педагогам, чтобы найти безопасное решение.
Вредоносные программы (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и др.) могут нанести вред компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными и даже использовать ваш компьютер для распространения вируса, рассылать от вашего имени спам с адреса электронной почты или профиля какой-либо социальной сети.
Установите на все домашние компьютеры специальные почтовые фильтры и антивирусные системы для предотвращения заражения программного обеспечения и потери данных. Такие приложения наблюдают за трафиком и могут предотвратить как прямые атаки злоумышленников, так и атаки, использующие вредоносные приложения.
Используйте только лицензионные программы и данные, полученные из надежных источников. Чаще всего вирусами бывают заражены пиратские копии программ, особенно игр.
Объясните ребенку, как важно использовать только проверенные информационные ресурсы и не скачивать нелицензионный контент.
Периодически старайтесь полностью проверять свои домашние компьютеры.
Делайте резервную копию важных данных.
Старайтесь периодически менять пароли (например, от электронной почты) и не используйте слишком простые пароли.
Чтобы ограничить покупку и скачивание контента в приложении «Play Маркет», вы можете включить родительский контроль.
По умолчанию все, кто пользуется устройством, могут скачивать и покупать контент с любым возрастным ограничением. Включив родительский контроль, вы запретите доступ к определенному контенту.
Примечание. Запрещенный контент будет по-прежнему доступен по прямой ссылке.
Настроив родительский контроль, вы можете отключать и включать его. Все выбранные параметры сохраняются, поэтому их не нужно настраивать заново при повторном включении функции или смене PIN-кода. Благодаря этому вы сможете быстро включить родительский контроль и отдать устройство ребенку, а затем отключить фильтры, когда он вернет его.
Примечание. Родительский контроль с фильтрами для отдельных типов контента доступен не во всех странах. Например, если вы путешествуете в регионе, где функция не поддерживается, она начнет работать, только когда вы вернетесь домой.
Родительский контроль по-разному фильтрует приложения, игры, музыку, фильмы, сериалы и книги. Чтобы узнать подробную информацию, прочитайте разделы ниже.
При настройке родительского контроля для приложений и игр вы можете установить максимально допустимое возрастное ограничение. Покупать и скачивать контент с более высоким ограничением будет нельзя.
Однако при поиске приложений и игр или при переходе по прямым ссылкам вы все равно сможете увидеть запрещенный контент.
Примечание. Вам по-прежнему будут доступны приложения и игры, скачанные до настройки родительского контроля, даже если их возрастное ограничение выше максимального.
Родительский контроль не распространяется на контент в Play Играх, в том числе на купленный и рекомендованный.
Если вы попытаетесь установить игру в этом приложении, откроется ее страница в Play Маркете.
На ней родительский контроль может запретить доступ.
При настройке родительского контроля для фильмов вы можете установить максимально допустимое возрастное ограничение. Покупать, брать напрокат и воспроизводить контент с более высоким ограничением будет нельзя.
Однако при поиске фильмов или при переходе по прямым ссылкам вы все равно сможете увидеть запрещенный контент.
Если возрастное ограничение фильмов, в том числе купленных или взятых напрокат, превышает максимально допустимое, они будут скрыты в Play Маркете и Play Фильмах.
Чтобы этот контент снова стал виден, отключите родительский контроль.
Нажмите Сохранить.
когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, ребенок демонстрирует острый эмоциональный протест;
ребенок раздражается при вынужденном отвлечении;
ребенок не может спланировать окончание игры на компьютере;
ребенок постоянно просит деньги для обновления программного обеспечения компьютера и приобретения новых игр;
ребенок забывает о домашних делах и приготовлении уроков;
у ребенка сбивается режим дня, режим питания и сна, он перестает заботиться о собственном здоровье;
чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, ребенок начинает злоупотреблять кофе и другими энергетическими напитками;
прием пищи происходит без отрыва от игры на компьютере;
ощущение эмоционального подъема во время игры на компьютере;
ограничение общения постоянным обсуждением компьютерной тематики с окружающими;
нетерпение, предвкушение и продумывание заранее своего возвращения к компьютеру.
нередко развивается бессонница и нервное истощение.
В последнее время среди детей и подростков получила распространение игра «синий кит» или игра самоубийц. Как свидетельствуют многочисленные интернет-публикации на эту тему, финалом данной игры является «добровольное» самоубийство. Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев изначальным мотивом участия в игре является не склонность к суицидальному поведению, не желание свести счеты с жизнью, а бравада, любопытство, склонность к рисковому поведению.
Обладая от природы познавательным интересом, дети и подростки видят в этой игре возможность поэкспериментировать с окружающим миром, проверить себя «на прочность». В силу физиологических и психологических особенностей (гормональные изменения, незрелость мозговой деятельности, недостаток саморегуляции и самокритичности), особенно высока степень склонности к риску у детей подросткового возраста (11-14 лет). Отстаивая свое место под солнцем, подростки сознательно выбирают опасные формы поведения, чтобы доказать себе и другим свои возможности, свою независимость, способность к самостоятельным решениям. Это также возраст, когда человек не осознает истинного смысла смерти, инстинкт самосохранения ослаблен, а жизнь не имеет существенной ценности.
Неоправданно рискованное поведение удовлетворяет потребности еще недостаточно созревшей личности в экспрессии, в новых впечатлениях, обеспечивая выброс адреналина и возможность пережить острые ощущения. Многие подростки попадают в «смертельную» игру из-за собственного любопытства в сочетании с отсутствием реальной информации о последствиях такого рода «шалостей», в надежде, что ничего страшного не случится и в любой момент можно «соскочить». Так они демонстрируют взрослым протест, отстаивая свою свободу. Уже попав в сообщество «китов», они удовлетворяют потребность в принадлежности и готовы на многое, чтобы быть принятыми референтной группой.
И все же главной причиной попадания ребенка в «ловушку смерти» является отсутствие доверительных отношений с близкими взрослыми, безразличие родителей к изменениям и событиям, происходящим в жизни их детей. Попав в сети, очень сложно вырваться без помощи взрослых, ведь на финальных этапах игры разработчики используют тонкий психологический ход, окончательно ловят подростка на крючок: демонстрируя свои «беспредельные» возможности, они угрожают ему и внушают страх за безопасность членов семьи. И тогда подростки, большинство из которых и не помышляли о самоубийстве, оказываются загнанными в угол, становятся жертвами собственных экспериментов.
1. Своевременно обращайте внимание на резкие изменения стиля жизни, настроения Вашего ребенка, изменения его аппетита, сна, особенно если эти изменения сочетаются с депрессивным состоянием, при необходимости – обратитесь за помощью к специалисту.
2. Не ограничивайте активность и круг знакомых ребенка, доверяйте ему, дайте почувствовать разумные границы свободы, научите его строить отношения с другими людьми, создайте условия для общения и расширения сферы интересов ребенка.
3. Не ставьте ребенка в жесткие рамки и никогда не становитесь категорически между ним и друзьями, будьте мудрее. Но Вам следует достаточно близко познакомиться с друзьями и непосредственным кругом общения своего ребенка, в ненавязчивой форме интересоваться содержанием их времяпровождения.
4. Ребенок нуждается в новых впечатлениях – наполните его жизнь значимыми эмоционально насыщенными событиями, прививайте ребенку духовные ценности.
5. Обсуждайте со своим ребенком планы на предстоящие выходные, ближайшее семейное торжество, делитесь друг с другом перспективными целями, простраивайте будущее; демонстрируйте уверенность, что каждый человек способен добиваться поставленных целей.
6. Не следует обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «пессимизме», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными, это только усугубит и без того низкую самооценку подростка: следует научиться сравнивать только «подростка-сегодняшнего» с «подростком-вчерашним» и настроить на позитивный образ «подростка-завтрашнего».
7. Обращайте внимание на образ жизни вашей семьи и с детства прививайте ребенку привычки, способствующие сохранению здоровья. Постарайтесь донести до ребенка, и лучше всего – своим примером, что здоровье – это залог счастливой и успешной жизни, и в большей степени оно зависит от самого человека.
8. Никогда не поднимайте на смех угрозы ребенка (пусть даже демонстративные) о желании покончить жизнь самоубийством. В любом случае это крик о помощи и это знак, что в вашей семье что-то происходит не так.
9. Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания.
10. Любите своих детей такими, какие они есть, они не станут другими, они станут такими, какими мы их воспитали.
1. Научитесь не только слушать, но и слышать, и Вы, как опытный педагог, всегда сможете вовремя предотвратить непоправимое, не позволите ребенку уйти из жизни.
2. Помните, что перед Вами не «tabula rasa», а растущие личности, каждый из которых имеет свой уникальный опыт, который пусть еще недостаточно велик, но заслуживает должного уважения.
3. Будьте готовы помочь ребенку справиться с тревожащей ситуацией, помочь ему разобраться в своих мыслях, спасти от отчаяния и найти выход.
4. Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, помните о педагогическом такте, о важности спокойного, доброжелательного тона общения.
5. Не позволяйте себе формального отношения к своей работе, которое выражается в незнании ситуации, в которой находится ребенок, отсутствии контроля за посещаемостью и успеваемостью ребенка.
6. Не допускайте в общении с учащимися случаев оскорбления, унижения, психологического и физического насилия.
7. Не останавливайтесь на достигнутом, повышайте уровень педагогического мастерства и компетентности, приобретайте навыки снижения психологического напряжения в психотравмирующей ситуации, расширяйте свои знания в вопросах психологического здоровья и благополучия детей разного возраста, повышайте осведомленность в вопросах суицидального поведения.
8. Умейте найти позитивное в любой сложной жизненной ситуации и «заряжайте» этим оптимизмом учащихся.
9. Организуйте сотрудничество с родителями, при необходимости — будьте готовы обратиться с разрешения родителей ребенка за квалифицированной консультацией к специалистам.
не отталкивайте его, если он решил разделить с вами свои проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией; помните, что подростки с суицидальными наклонностями редко обращаются за помощью к профессионалам;
доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном подростке, не игнорируйте предупреждающие знаки;
не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать, например, «Конечно, твоя семья тебе поможет» или «Завтра все изменится само собой»;
покажите, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;
сохраняйте спокойствие и не осуждайте, вне зависимости от того, что вы говорите, будьте искренние;
постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: разговоры о суицидальных мыслях не всегда приводят к попыткам покончить счеты с жизнью и на самом деле подросток может почувствовать облегчение от после обсуждения и перейти к решению проблемы;
постарайтесь узнать, есть у него план действий: конкретный план — знак реальной опасности;
не предлагайте упрощенных решений типа «Все что тебе сейчас необходимо, так это хорошо выспаться, на утро ты почувствуешь себя лучше»;
убедите подростка в том, что он не один, что всегда есть такой человек, к которому можно обратиться за помощью.
Н.Г. Новак, канд. псих. наук, доцент кафедры социальной и педагогической психологии ГГУ им. Ф. Скорины
В этом разделе представлены практические рекомендации о том, как помочь юным пользователям оставаться в безопасности в киберпространстве и избежать существующих рисков.
Нежелательный контент
Интернет-знакомства
Кибербуллинг
Кибермошенничество
Интернет- и игровая зависимость
Вредоносные программы
Что делать, если ребенок все же столкнулся с какими-либо рисками
Линия помощи “Дети Онлайн”
Как защитить ребенка от нежелательного контента в Интернете
Контентные риски – это материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д.
Как помочь ребенку избежать столкновения с нежелательным контентом:
Приучите ребенка советоваться со взрослыми и немедленно сообщать о появлении нежелательной информации подобного рода;
Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернете – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены;
Старайтесь спрашивать ребенка об увиденном в Интернете. Зачастую, открыв один сайт, ребенок захочет познакомиться и с другими подобными ресурсами;
Включите программы родительского контроля и безопасного поиска, которые помогут оградить ребенка от нежелательного контента;
Постоянно объясняйте ребенку правила безопасности в Сети;
Тем не менее помните, что невозможно всегда находиться рядом с детьми и постоянно их контролировать. Доверительные отношения с детьми, открытый и доброжелательный диалог зачастую может быть гораздо конструктивнее, чем постоянное отслеживание посещаемых сайтов и блокировка всевозможного контента.
Используйте специальные настройки безопасности (инструменты родительского контроля, настройки безопасного поиска и другое).
Выработайте «семейные правила» использования Интернета. Ориентируясь на них, ребенок будет знать, как поступать при столкновении с негативным контентом.
Будьте в курсе того, что ваш ребенок делает в Интернете. Чаще беседуйте с ребенком о том, что он делает в Сети.
Как научить ребенка быть осторожным при знакомстве с новыми людьми в Интернете
Общение в Интернете может повлечь за собой коммуникационные риски, такие как незаконные контакты (например, груминг), киберпреследования, кибербуллинг и др.
Даже если у большинства пользователей чат-систем (веб-чатов или IRC) добрые намерения, среди них могут быть и злоумышленники. В некоторых случаях они хотят обманом заставить детей выдать личные данные, такие как домашний адрес, телефон, пароли к персональным страницам в Интернете и др. В других случаях они могут оказаться преступниками в поисках жертвы. Специалисты используют специальный термин «груминг», обозначающий установление дружеских отношений с ребенком с целью вступления в сексуальный контакт. Знакомство чаще всего происходит в чате, на форуме или в социальной сети от имени ровесника ребенка. Общаясь лично («в привате»), злоумышленник входит в доверие к ребенку, пытается узнать личную информацию и договориться о встрече.
Предупреждение груминга:
Будьте в курсе, с кем контактирует в Интернете ваш ребенок, старайтесь регулярно проверять список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они лично знают всех, с кем они общаются;
Объясните ребенку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т.д.), а также пересылать интернет-знакомым свои фотографии;
Если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует провести разъяснительную беседу;
Не позволяйте вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без вашего разрешения или в отсутствии взрослого человека. Если ребенок желает встретиться с новым интернет-другом, следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу;
Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит ваш ребенок.
Объясните ребенку основные правила поведения в Сети:
Нельзя делиться с виртуальными знакомыми персональной информацией, а встречаться с ними в реальной жизни следует только под наблюдением родителей.
Если интернет-общение становится негативным – такое общение следует прервать и не возобновлять.
Кибербуллинг – преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.
Предупреждение кибербуллинга:
Объясните детям, что при общении в Интернете, они должны быть дружелюбными с другими пользователями, ни в коем случае не писать грубых слов – читать грубости так же неприятно, как и слышать;
Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не стоит общаться с агрессором и тем более пытаться ответить ему тем же. Возможно, стоит вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда свою личную информацию, если не получается решить проблему мирным путем;
Если ребенок стал жертвой буллинга, помогите ему найти выход из ситуации – практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администрации сайта, потребовать удаление странички;
Объясните детям, что нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз;
Старайтесь следить за тем, что ваш ребенок делает в Интернете, а также следите за его настроением после пользования Сетью.
Не провоцировать. Общаться в Интернете следует этично и корректно. Если кто-то начинает оскорблять ребенка в Интернете – необходимо порекомендовать уйти с такого ресурса и поискать более удобную площадку.
Если по электронной почте или другим э-каналам кто-то направляет ребенку угрозы и оскорбления – лучше всего сменить электронные контакты (завести новый email, Skype, ICQ, новый номер мобильного телефона).
Если кто-то выложил в Интернете сцену киберунижения ребенка, необходимо сообщить об этом администрации ресурса. Можно также обратиться на горячую линию. Даже при самых доверительных отношениях в семье родители иногда не могут вовремя заметить грозящую ребенку опасность и тем более не всегда знают, как ее предотвратить.
Вот на что следует обращать внимание родителям, чтобы вовремя заметить, что ребенок стал жертвой кибербуллинга:
Беспокойное поведение. Даже самый замкнутый школьник будет переживать из-за происходящего и обязательно выдаст себя своим поведением. Депрессия и нежелание идти в школу – самые явные признаки того, что ребенок подвергается агрессии.
Неприязнь к Интернету. Если ребенок любил проводить время в Интернете и внезапно перестал это делать, следует выяснить причину. В очень редких случаях детям действительно надоедает проводить время в Сети. Однако в большинстве случаев внезапное нежелание пользоваться Интернетом связано с проблемами в виртуальном мире.
Нервозность при получении новых сообщений. Негативная реакция ребенка на звук письма на электронную почту должна насторожить родителя. Если ребенок регулярно получает сообщения, которые расстраивают его, поговорите с ним и обсудите содержание этих сообщений.
Кибермошенничество – один из видов киберпреступления, целью которого является причинение материального или иного ущерба путем хищения личной информации пользователя (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и другое).
Проинформируйте ребенка о самых распространенных методах мошенничества и научите его советоваться со взрослыми перед тем, как воспользоваться теми или иными услугами в Интернете;
Установите на свои компьютеры антивирус или, например, персональный брандмауэр. Эти приложения наблюдают за трафиком и могут быть использованы для выполнения множества действий на зараженных системах, наиболее частым из которых является кража конфиденциальных данных;
Прежде чем совершить покупку в интернет-магазине, удостоверьтесь в его надежности и, если ваш ребенок уже совершает онлайн-покупки самостоятельно, объясните ему простые правила безопасности:
Ознакомьтесь с отзывами покупателей
Проверьте реквизиты и название юридического лица – владельца магазина
Уточните, как долго существует магазин. Посмотреть можно в поисковике или по дате регистрации домена (сервис WhoIs)
Поинтересуйтесь, выдает ли магазин кассовый чек
Сравните цены в разных интернет-магазинах.
Позвоните в справочную магазина
Обратите внимание на правила интернет-магазина
Выясните, сколько точно вам придется заплатить
Объясните ребенку, что нельзя отправлять слишком много информации о себе при совершении интернет-покупок: данные счетов, пароли, домашние адреса и номера телефонов. Помните, что никогда администратор или модератор сайта не потребует полные данные вашего счета, пароли и пин-коды. Если кто-то запрашивает подобные данные, будьте бдительны – скорее всего, это мошенники.
Сегодня все более актуальны проблемы так называемой «интернет-зависимости» (синонимы: интернет-аддикция, виртуальная аддикция) и зависимости от компьютерных игр («геймерство»). Первыми с ними столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки, в случае если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию онлайн.
Оцените, сколько времени ребенок проводит в Сети, не пренебрегает ли он из-за работы за компьютером своими домашними обязанностями, выполнением уроков, сном, полноценным питанием, прогулками.
Поговорите с ребенком о том, чем он занимается в Интернете. Социальные сети создают иллюзию полной занятости – чем больше ребенок общается, тем больше у него друзей, тем больший объем информации ему нужно охватить – ответить на все сообщения, проследить за всеми событиями, показать себя. Выясните, поддерживается ли интерес вашего ребенка реальными увлечениями, или же он просто старается ничего не пропустить и следит за обновлениями ради самого процесса. Постарайтесь узнать, насколько важно для ребенка общение в Сети и не заменяет ли оно реальное общение с друзьями.
Понаблюдайте за сменой настроения и поведением вашего ребенка после выхода из Интернета. Возможно проявление таких психических симптомов как подавленность, раздражительность, беспокойство, нежелание общаться. Из числа физических симптомов можно выделить головные боли, боли в спине, расстройства сна, снижение физической активности, потеря аппетита и другие.
Постарайтесь наладить контакт с ребенком. Узнайте, что ему интересно, что его беспокоит и так далее.
Не запрещайте ребенку пользоваться Интернетом, но постарайтесь установить регламент пользования (количество времени, которые ребенок может проводить онлайн, запрет на сеть до выполнения домашних уроков и прочее). Для этого можно использовать специальные программы родительского контроля, ограничивающие время в Сети.
Ограничьте возможность доступа к Интернету только своим компьютером или компьютером, находящимся в общей комнате, – это позволит легче контролировать деятельность ребенка в сети. Следите за тем, какие сайты посещает ребенок.
Попросите ребенка в течение недели подробно записывать, на что тратится время, проводимое в Интернете. Это поможет наглядно увидеть и осознать проблему, а также избавиться от некоторых навязчивых действий, например от бездумного обновления странички в ожидании новых сообщений.
Предложите своему ребенку заняться чем-то вместе, постарайтесь его чем-то увлечь. Попробуйте перенести кибердеятельность в реальную жизнь. Например, для многих компьютерных игр существуют аналогичные настольные игры, в которые можно играть всей семьей или с друзьями, при этом общаясь друг с другом вживую. Важно, чтобы у ребенка были не связанные с Интернетом увлечения, которым он мог бы посвящать свое свободное время.
Дети с интернет-зависимостью субъективно ощущают невозможность обходиться без Сети. Постарайтесь тактично поговорить об этом с ребенком. При случае обсудите с ним ситуацию, когда в силу каких-то причин он был вынужден обходиться без Интернета. Важно, чтобы ребенок понял – ничего не произойдет, если он на некоторое время выпадет из жизни интернет-сообщества.
В случае серьезных проблем обратитесь за помощью к специалисту.
Вредоносные программы (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и др.) могут нанести вред компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными и даже использовать ваш компьютер для распространения вируса, рассылать от вашего имени спам с адреса электронной почты или профиля какой-либо социальной сети.
Установите на все домашние компьютеры специальные почтовые фильтры и антивирусные системы для предотвращения заражения программного обеспечения и потери данных. Такие приложения наблюдают за трафиком и могут предотвратить как прямые атаки злоумышленников, так и атаки, использующие вредоносные приложения.
Используйте только лицензионные программы и данные, полученные из надежных источников. Чаще всего вирусами бывают заражены пиратские копии программ, особенно игр.
Объясните ребенку, как важно использовать только проверенные информационные ресурсы и не скачивать нелицензионный контент.
Периодически старайтесь полностью проверять свои домашние компьютеры.
Делайте резервную копию важных данных.
Старайтесь периодически менять пароли (например, от электронной почты) и не используйте слишком простые пароли.
Установите положительный эмоциональный контакт с ребенком, расположите его к разговору о том, что случилось. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребенок должен вам доверять и знать, что вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, а не наказать;
Постарайтесь внимательно выслушать рассказ о том, что произошло, понять, насколько серьезно произошедшее и насколько серьезно это могло повлиять на ребенка;
Если ребенок расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети) или попал в неприятную ситуацию (потратил ваши или свои деньги в результате интернет-мошенничества и прочее) – постарайтесь его успокоить и вместе с ним разберитесь в ситуации: что привело к данному результату, какие неверные действия совершил сам ребенок, а где вы не рассказали ему о правилах безопасности в Интернете;
Если ситуация связана с насилием в Интернете по отношению к ребенку, то необходимо выяснить информацию об агрессоре, выяснить историю взаимоотношений ребенка и агрессора, выяснить существует ли договоренность о встрече в реальной жизни; узнать были ли такие встречи и что известно агрессору о ребенке (реальное имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и тому подобное), жестко настаивайте на избегании встреч с незнакомцами, особенно без свидетелей, проверьте все новые контакты ребенка за последнее время;
Соберите наиболее полную информацию о происшествии, как со слов ребенка, так и с помощью технических средств: зайдите на страницы сайта, где был ваш ребенок, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения. При необходимости скопируйте и сохраните эту информацию – в дальнейшем это может вам пригодиться (например, для обращения в правоохранительные органы);
Если вы не уверены в оценке серьезности произошедшего с вашим ребенком, или ребенок недостаточно откровенен с вами или вообще не готов идти на контакт, или вы не знаете как поступить в той или иной ситуации – обратитесь к специалисту (телефон доверия, горячая линия и другое), где вам дадут рекомендации о том, куда и в какой форме обратиться, если требуется вмешательство других служб и организаций (МВД, МЧС, Сестры и другие)
Полyчил предложение высокооплачиваемой работы в качестве кyрьера (минера, закладчика, кладмена, трафаретчика)?
ЗАДУМАЙСЯ! В данной рекламе может скрываться вовлечение в наркобизнес. Слова: легально, творческая работа, клады, фотоотчеты, безличные продажи, конфиденциальность – должны насторожить.
ЭТО УЛОВКИ НАРКОДИЛЕРОВ!
ДЛЯ НИХ ТЫ – РАСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ!
ОТВЕРГАЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СОМНИТЕЛЬНОГО ЗАРАБОТКА! ВСЕ ОБЕЩАНИЯ – ЛОЖЬ!
ТАКАЯ РАБОТА – ЭТО ЛОВУШКА!
16-летний Сергeй из Гомеля, 17-летний Максим из Минска….…. соглаcились на подобную работy. Задержаны. Осуждены. Отбывают наказание.
Связывaясь с наркотиками, ты лишаeшь себя будущего
и обрекаешь на страдания своих близких.
ЗАПОМНИ! Распространяешь наркотики – наказание неизбежно. Рано или поздно милиция найдет каждого наркодилера.
Дeйствия, связанные со сбытом наркотиков, квалифицируются по частям 2-5 статьи 328 Уголовного кодекса Республики Беларyсь и наказываются лишением свободы на срок от 5 до 25 лет. Ответственность наступает с 14 лет.
Министерство внутренних дел Республики Беларусь